Я уже успел смириться с тем, что придётся рисовать Кевина Спейси и писать об изменении отношении общества к сексуальным домогательствам с течением времени. Но был спасён Трабантом, который внезапно решил отметить свой 60-летний юбилей на прошлой неделе.
8 ноября 1957 года с конвейера в Цвикау сошёл первый Трабби. Эта была первая модель P50/500, которая выпускалась с небольшими изменениями до 1963 года. Но в нашей памяти (а для восточных европейцев — в наших глазах) застряла самая массовая его модификация 601, которая выпускалась с 1963 и аж до 1991 года. Именно её внешний вид ассоциируется с именем Трабант у большинства людей.
Последние годы этот автомобиль переживает что-то типа ренессанса. У него полно фанатов, его образ используется в массовой культуре и сувенирной промышленности, он стал одним из символов ушедшей эпохи. Связано ли это с его надёжностью или какими-то другими хорошими качествами? Стал ли он настоящим воплощением народного автомобиля? Нет. Скорее это случилось благодаря его кузову, который был сделан из дюропласта. Этим материалом очень гордились коммунисты. На ощупь он напоминал стекловолокно, но на самом деле являлся смесью отходов хлопкового производства и фенольной смолы. Этот материал токсичен при горении и не разлагается. В этом заключается главная проблема Трабанта, ведь когда автомобиль выходит из строя, никто не знает, куда девать его труп. Именно поэтому мы сейчас встречаем его в качестве героя арт-инсталляций, элемента декора и в роле различных декораций. Но большинство из них всё-же превращаются в пугающие автомобили-зомби, врастающие в ландшафт Восточной Европы. Кто знает, собирались бы сейчас его фанаты в автопробеги, посвящённые юбилею марки, если бы не этот нелепый конфуз?
Повседневная жизнь с этим автомобилем не была сахаром. Старый 600-кубовый двухтактный мотоциклетный мотор выдавал ужасающие 26 л.с. и разгонял Трабант до 100 км/ч за завораживающую 21 секунду. Это при том, что машина была очень лёгкой. Её масса достигала всего-то 615 кг. А 100 км/ч, кстати, являлись максимальной скоростью Трабанта. Двигатель работал на смеси бензина и масла, поэтому по количеству выпускаемого дыма автомобиль мог обеспечить достойную конкуренцию НПЗ в Капотне. В его выхлопных газах вредных веществ было в тридцать раз больше, чем у любого среднего седана 90-х годов.
Интересно, что именно такие недоразумения автомобильной истории западают в сердце. Наверно, они близки нам своей неидеальностью. И скорее похожи на ошибки, совершённые для того, чтобы что-то понять. Но за которые приходится расплачиваться всю жизнь. Мы сами ведь так это любим.
С Юбилеем, добрый монстр из Цвикау! Поздравляю тебя.